Пока вы здесь в ванночке с кафелем
Моетесь, нежитесь, греетесь,
В холоде сам себе скальпелем
Он вырезает аппендикс.
В.С.Высоцкий.
Грубо и прямо ставил Владимир Семёнович вещи на свои места. Чтобы вас
услышали, мало похлопать по плечу, нужно бить их молотом – тогда на вас
обратят внимание. Но таких простаков на дух не выносят в культурном
обществе. Бунтарь Маяковский застрелился, полулегальный диссидент
Высоцкий помер – хорошо! Писатель Сорокин выглядит глуповато, Владимир
Епифанцев – а кто это вообще такой?
Начну с вопроса. Почему революция и культура всегда на разных
баррикадах? Вы замечали? Культура может столетиями сотрясать атмосферу
собственных кухонь, негодуя и теоретизируя. Но как только случается,
наконец-то, какая-нибудь смута, вырывается из народного стада сгусток
воли и социального недовольства – так выразители культуры мелкими
шажками - чап-чап-чап – на другие баррикады. Говоря "культура", я имею в
виду не телеканал, я беру в скобки обобщения всю массу интеллигентно
воспитанных граждан плюс три амбара селян, которые ходили в библиотеки и
считают себя культурно просвещенными. Возможно, слишком далёкая тема от
кухни и кирхи, тогда хорошо – мы её упростим.
- Почему с ростом уровня культуры люди становятся такими вялыми и ничтожно нежными?
- Почему неспособность сделать волевой выбор приравнена к высшей чуткости души?
- Почему наморщенный нос лучше умения отвечать на неудобные вопросы?
- Почему грамотно спровоцированные приступы словоблудия воспринимаются как счастливая возможность не смотреть проблеме в глаза?
- Чему учат в школе?
Пристаёт дрянной драчун – пожалуйся учителю, сдачи давать не нужно, это
недостойно культурного человека – пачкать руки, понимаешь.
- Чему учит государство? Залез к тебе воришка или изнасиловали дочурку –
приди в милицию и пожалуйся! Не нужно тут же стрелять негодяю в глаз из
ружья, он ещё, может быть, пожить хочет. Оно верно – законы не зря
писались, и многим так удобнее и проще. Правда-правда, я сам видел!
Хочется как-то определить ту грань, после которой человек превращается в
гнилой банан – шкурка вроде держит, но чуть его ткни – полезет
перезрелая кака. Вот человечка учат пользоваться туалетом. Вот учат его
не драться в садике со сверстниками. Вот учат говорить "спасибо" и
"пожалуйста" – вежливости учат, это хорошо, пригодится в травматологии.
Вот учат сидеть за партой,
не кривляться, стоять в углу, не сморкаться где попало, не рыгать за
столом, помогать слабому, жалеть бездомных котиков и собачек – всё это
прекрасно и достойно! Потом человека учат ещё чему-то, после чего он
начинает учиться сам.
Учится он простым и нужным вещам – как улыбаться, когда тебя мешают с
землёй, как ловко уходить от выяснения отношений, как мягко
передёргивать в спорах, сливать друзей и уходить от ответственности. Как
ловко использовать эвфемизмы, корректно посылать к чёрту, мягко
прогибаться, получая удовольствие, и незаметно зажимать нос, когда
смотришь в зеркало. И вот где-то примерно здесь человек уже становится
социальным организмом, который претендует на своё слово в общем гуле.
И ведь очень почётно быть культурным человеком! До поры это хорошо –
культура поведения не мешает оставаться сильной личностью вроде Дика
Трейси или Василия Тёркина.
Но в какой-то момент приличия и рамки поведения становятся непреодолимы.
Проявление силы воспринимается лишь как грубость, прямолинейность
расценивается как жалкое неумение достигать своих выгод, бытовая
неприхотливость – как чурбанство и чёрствость души.
А ведь позвольте возразить. Сам я люблю и умею спорить. Но в таких вещах
– субъективных и абстрактных - достигнуть истины чрезвычайно
невозможно. Потому я привык приводить аналогии, примеры из жизни и
мудрые вековые притчи. И сейчас тоже приведу конкретный пример –
который, надеюсь, оставит вас на перепутье решений. Итак.
Будучи за границами, южными, восточными или западными, все мы часто
натыкаемся на таких же, как и мы сами, туристов из России. Не знаю, как
вам, но мне они кажутся показателями бескультурья и дурного вкуса. Это
подтверждают и мои друзья – туристические гиды разных стран. А уж им, как своеобразным психологам, считаю возможным доверять.
Затрапезные шмотки, майки, заправленные в китайские шорты, шлёпанцы в
купе с носками, особая манера стричься, как дворовая шпана; неумение и
нежелание уважать обычаи и порядки чужой страны, какая-то необъяснимая
неспособность выучить хотя бы пару простых фраз вежливости на чужом
языке; щедрый талант сеять вокруг себя мусор, свинство, сушить исподнее
на балконах гостиниц, превращая их в подобие семейных общежитий;
высокомерное отношение ко всему, что не могут понять и принять, цинизм и
непроходимая тупость.
Взять, к примеру, Таиланд, где я в данный момент живу. На интересный,
изобилующий пикантными и нетривиальными подробностями рассказ об истории
Сиама, королевской семьи и культуре страны в ответ часто звучит: "Хорош
пургу гнать, скажи лучше, где здесь шмотки (пиво, шлюхи) дешевле?" И
руки опускаются перпендикулярно Земле.
Но при этом думаю – а ведь именно этот беспринципный, туповатый,
прямолинейный, плохо образованный, некультурный народ победил всех своих
захватчиков, выиграл сотню битв, пережил голодные годы, царства зла и
насилия. И в нарочитой простоте и косолапости вижу несгибаемый стержень,
который цивилизованная, культурная Европа практически утеряла. Сижу вот
и думаю. С одной стороны, культура
– это очень хорошо. Люди становятся красивыми внутренне, развитыми,
многоплановыми и прочее… Но, когда приходит пора волевых, простых и
грубых действий (а она приходит – чаще или реже), тогда я вспоминаю
слова одного немецкого драматурга: "Когда я слышу слово "культура", я
снимаю с предохранителя свой револьвер"…