О физике. Ну, что тут сказать: попробуйте убить «импа» или любую другую живность на склоне горы или на отвесном берегу, и далее с нескрываемым удовольствием и открытым ртом наблюдайте за тем, как пронизанная стрелами тушка медленно скатывается вниз, переворачиваясь и задевая по пути кусты. Скажу честно – я не видел до сих пор столь живой реальной физики у компьютерных болванов. Самое главное – тут нет тех гимнастических этюдов на грани извращения, что частенько выделывают боты в других играх благодаря Havok и Karma Engine. Умирают в Oblivion правильно – с физической, разумеется, точки зрения. Хотя и не без некоторого пафоса. Появились и вошедшие в моду после Half-Life 2 физические манипуляции, позволяющие расправиться с монстрами не руками, а исключительно предметами окружения и иногда даже интерьера. Особую любовь дизайнеры испытывают к бревнам, аккуратно приготовленным и расположенным прямо напротив ничего не подозревающих противников – тут чувствуется некоторое однообразие и неестественность подобных фокусов. Но это не придирка даже, а так – каприз. Почти реальная физика и ее законы играют важнейшую роль в TES 4: Oblivion. Яркий пример – мой «норд» 2-го уровня закрыл первые врата Обливиона в основном благодаря именно знанию физических законов, вернее одного – притяжения. Слуги Даэдры один за другим падали с высоты, выманенные мною на удобную для подобной подлости позицию. Другие умирали в объятиях приготовленных для меня ловушек, появление которых в Oblivion заметно оживило и разнообразило игровой процесс. Есть, конечно, и досадные недоразумения – застывшая на камне подобно статуе лошадь вызывает не смех даже, а жалость к беспомощной скотинке. С другой стороны, персонаж теперь не застревает намертво в углах и на лестницах, как это было в Morrowind, а это куда важнее несгибаемых лошадок-статуй. Все вышесказанное о графике и физике относится к категории возможного, хотя и находящегося на грани наших представлений о «технологическом потолке в современных играх». А вот то, как все это великолепие оптимизировано – почти за гранью понимания и вопиющий укор нашим отечественных умельцам, заставляющим самые мощные системы давиться своей далеко не самой продвинутой на фоне Oblivion графикой. Время загрузки/подгрузки в TES 4 сведено к предельному минимуму и почти незаметно даже при выставлении графических настроек на максимум. Моя система – Processor 2.6 GHz; 1024 Mb RAM; GeForce 6600 GT 256 Mb – «на ура» справляется с игрой при выставленном разрешении 1280x1024 и включенном VSync. И это для меня стало совершенно дикой неожиданностью. Единственное, что заставляет систему тормозить – включение режима HDR, но это, как говорится, уже для продвинутых пользователей. Иными словами, игра удивительно демократична и дает нам вполне приемлемый выбор – как и должно быть в проектах, где на первом месте потребитель, а не честолюбие и капризы разработчиков.